Меднолитая икона Воскресение Христово (Сошествие во ад) 

Оригинальный образец меднолитой русской пластики в очень хорошем коллекционном состоянии. Высокий объемный рельеф. Частично сохранившаяся эмаль. Аверс иконы имеет геометрический узор. Иконка Воскресение Христово или Сошествие во ад отлита во второй половине XIX века. 

В центре композиции Иисус Христос, стоящий на вратах ада. Он помогает подняться правой своей рукой коленопреклоненному Адаму. По обеим сторонам от фигуры Христа разместились праведники.

Сам иконографический сюжет в деталях повторяет образцы, изготовлявшиеся на русском Севере еще в XVI веке. Сошествие во ад это еще и Воскресение Христово, поэтому именно иконы (в первую очередь, конечно, деревянные) с этим сюжетом весьма почитались и почитаются верующими ныне.

Иисус Христос сокрушает врата ада, что и подчеркивается в мотивах русской иконописи, тем самым давая всем надежду на спасение. Врата изображены в виде дверей, сложенных под ногами Спасителя крест на крест. Это символ победы смерти крестной смертью Иисуса. Ветхозаветные праведники, выходящие из шеола, души их до прихода Христа пребывали в аду… И праведники поднимаются в Царство Небесное всем сонмом, а Христос помогает Адаму, протягивая к нему свою Божественную руку…

Хотя производство литых икон всегда было серийным, а мастера-резчики, изготавливавшие матрицы для литейных форм, старались ни в чем не отступать от однажды установившегося образца, иногда появлялись уникальные, ни на что не похожие изделия. Эти редкие отливки свидетельствуют о том, что церковное искусство старообрядцев никогда не было механическим копированием, а развивалось в русле напряженного эстетического поиска, в котором любовь к архаическим формам удивительным образом сочеталась с желанием использовать новые, современные художнику формы художественной выразительности.

Старинная икона Воскресение Христово, изготовлена более ста лет назад, в далеком уже, девятнадцатом веке. Отправляясь в дорогу, пусть и не дальнюю, люди тогда хотели взять с собой и Святой Образ, но деревянные иконы мало подходили для транспортировок, поэтому вот такие меднолитые иконы стали чрезвычайно популярны и позволяли взять с собой целый легко носимый иконостас! Старинная иконка в отличной сохранности! Обратите внимание на великолепный рельеф и патину! Видны мельчайшие детали, почти никаких потертостей на ликах и одежде.

Прекрасная коллекционная старинная меднолитая икона Воскресение Христово (Сошествие во ад) XIX века станет украшением коллекции миниатюрных бронзовых икон, или порадует верующего человека, которому ее можно преподнести в подарок!

Сюжетное многообразие русского медного литья. Литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже семнадцатого и восемнадцатого столетий. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев. Исключение составляло производство нательных крестиков, которые продолжали отливаться и в мастерских, предлагавших свою продукцию господствующей Никонианской Церкви. Распространение литых икон в старообрядчестве, причем в наибольшей степени в безпоповских согласиях, при почти полном равнодушии к нему официальной Церкви объясняется, прежде всего, историческими условиями существования старообрядчества. На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри. При этом поповцы и безпоповцы находились не в одинаковом положении. Старообрядцы, приемлющие священство, мечтавшие найти епископа и восстановить иерархию, старались в каждом удобном случае легализовать себя, урегулировать свои отношения с властью, поскольку нуждались в снисходительном отношении к священникам, переходящим к ним из господствующей Церкви. Старообрядцы-безпоповцы были уверены в том, что духовное воцарение антихриста уже совершилось, поэтому истинная церковь может быть только гонимой. Крайнее выражение это убеждение нашло в идеологии согласия странников или бегунов. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья. Набор сюжетов старообрядческого медного литья значительно отличается от соответствующего спектра домонгольских литых изделий. В старообрядческих медницах не отливались характерные для переходной от язычеству к христианству лунницы с присоединенными к ним крестиками. Не производились круглые крестовидные подвески, в которых знак креста был вписан в древний солярный символ. Не изготавливались распространенные в домонгольскую и раннюю послемонгольскую эпоху змеевики. Вместе с тем сюжетная тематика обогащается множеством изводов известных из привычной иконописи. Большинство иконописных сюжетов, так или иначе, воспроизводится в медном литье. Статистический анализ медных икон позволяет составить достаточно точную таблицу распространенности отдельных сюжетов в старообрядческом медном литье:

Написать отзыв

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв

Воскресение Христово (Сошествие во ад) XIX век

  • 6000 руб.


Старинное медное литье: кресты, иконы, складни можно приобрести в антикварном салоне Westwal В каталоге магазина представлены старинные кресты, иконы, складни, металлопластика, медное художественное литье.